Музыкальные сказки. Музыкальные сказки Музыкальные сказки на ночь для детей
– изобретение не сегодняшнего дня. Взрослое поколение выросло на историях, записанных на грампластинках. Но и сегодня бесплатные аудиосказки для детей не теряют своей актуальности для современных заботливых мам. Мы предлагаем вам обширный выбор замечательных аудио сказок, которые можно свободно слушать онлайн на ночь или скачать бесплатно . В каждой сказке представлено небольшое описание, которое поможет вам или вашему ребенку с выбором.
Название аудиосказки | Источник | Рейтинг |
---|---|---|
Гуси-лебеди | Русская народная | 294144 |
Волшебная лампа Аладдина | Арабская сказка | 378144 |
Тихая сказка | Самуил Маршак | 294355 |
Маша и медведь | Русская народная | 1377602 |
Лиса и журавль | Русская народная | 197514 |
Аленький цветочек | Аксаков С.Т. | 205399 |
Колобок | Русская народная | 1193440 |
Айболит | Корней Чуковский | 416466 |
Мойдодыр | Корней Чуковский | 310788 |
Теремок | Русская народная | 859461 |
Баба-Яга | Русская народная | 772840 |
Муха-Цокотуха | Корней Чуковский | 308498 |
Красная шапочка | Шарль Перро | 208820 |
Двенадцать месяцев | Самуил Маршак | 894276 |
Василиса Прекрасная | Русская народная | 324243 |
Спящая красавица | Шарль Перро | 175243 |
Репка | Русская народная | 405611 |
Снегурочка | Русская народная | 250777 |
Царевна лягушка | Русская народная | 317645 |
Кот в сапогах | Шарль Перро | 207124 |
Мальчик с пальчик | Шарль Перро | 166646 |
Федорино горе | Корней Чуковский | 234186 |
Дюймовочка | Андерсен Х.К. | 354444 |
Белоснежка и семь гномов | Братья Гримм | 763344 |
Бременские музыканты | Братья Гримм | 1023929 |
Волк и семеро козлят | Братья Гримм | 759440 |
Снежная королева | Братья Гримм | 1149735 |
Русалочка | Андерсен Х.К. | 271337 |
Снеговик | Андерсен Х.К. | 225650 |
Сказка о глупом мышонке | Самуил Маршак | 498462 |
Волк и Лиса | Самуил Маршак | 583073 |
Али-Баба и сорок разбойников | Арабская сказка | 170257 |
Приключения Синдбада-Морехода | Арабская сказка | 260721 |
Усатый-полосатый | Самуил Маршак | 476180 |
Бармалей | Корней Чуковский | 174550 |
Волшебная дудочка | Русская народная | 288178 |
Розочка и беляночка | Братья Гримм | 187674 |
Живая вода | Братья Гримм | 172032 |
Рапунцель | Братья Гримм | 235409 |
Румпельштильцхен | Братья Гримм | 105255 |
Горшочек каши | Братья Гримм | 167192 |
Король Дроздобород | Братья Гримм | 74327 |
Маленькие человечки | Братья Гримм | 72076 |
Гензель и Гретель | Братья Гримм | 71459 |
Золотой гусь | Братья Гримм | 61933 |
Госпожа метелица | Братья Гримм | 139352 |
Стоптанные туфельки | Братья Гримм | 116033 |
Соломинка, уголек и боб | Братья Гримм | 57604 |
Двенадцать братьев | Братья Гримм | 59788 |
Веретено, ткацкий челнок и иголка | Братья Гримм | 58451 |
Дружба кошки и мышки | Братья Гримм | 109286 |
Королек и медведь | Братья Гримм | 33853 |
Королевские дети | Братья Гримм | 73217 |
Храбрый портняжка | Братья Гримм | 52753 |
Хрустальный шар | Братья Гримм | 70331 |
Царица пчел | Братья Гримм | 49629 |
Умная Гретель | Братья Гримм | 33779 |
Три счастливчика | Братья Гримм | 33525 |
Три пряхи | Братья Гримм | 32548 |
Три змеиных листочка | Братья Гримм | 32960 |
Три брата | Братья Гримм | 32522 |
Старик из стеклянной горы | Братья Гримм | 32654 |
Сказка о рыбаке и его жене | Братья Гримм | 32595 |
Подземный человек | Братья Гримм | 35007 |
Ослик | Братья Гримм | 33730 |
Очески | Братья Гримм | 45238 |
Король лягушонок, или Железный Генрих | Братья Гримм | 34722 |
Заяц и еж | Братья Гримм | 63441 |
Гадкий утенок | Андерсен Х.К. | 156136 |
Дикие лебеди | Андерсен Х.К. | 103838 |
Принцесса на горошине | Андерсен Х.К. | 121176 |
Огниво | Андерсен Х.К. | 151441 |
Ромашка | Андерсен Х.К. | 52176 |
Стойкий оловянный солдатик | Андерсен Х.К. | 63023 |
Тень | Андерсен Х.К. | 33858 |
Свинопас | Андерсен Х.К. | 37566 |
Оле Лукойе | Андерсен Х.К. | 94831 |
Новое платье короля | Андерсен Х.К. | 46326 |
Лен | Андерсен Х.К. | 32084 |
Пастушка и трубочист | Андерсен Х.К. | 32287 |
Капля воды | Андерсен Х.К. | 32267 |
Эльф розового куста | Андерсен Х.К. | 38402 |
Серебряная монетка | Андерсен Х.К. | 35748 |
Счастливое семейство | Андерсен Х.К. | 47883 |
Девочка со спичками | Андерсен Х.К. | 47153 |
Аисты | Андерсен Х.К. | 51440 |
Ганс Чурбан | Андерсен Х.К. | 32098 |
Скороходы | Андерсен Х.К. | 32895 |
Сказка о золотом петушке | Пушкин А.С. | 95022 |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях | Пушкин А.С. | 112183 |
Сказка о рыбаке и рыбке | Пушкин А.С. | 124517 |
Сказка о царе Салтане | Пушкин А.С. | 290352 |
У Лукоморья дуб зеленый | Пушкин А.С. | 193281 |
Щелкунчик и мышиный король | Гофман Э.Т.А. | 65686 |
Песочный человек | Гофман Э.Т.А. | 41663 |
Золотой горшок | Гофман Э.Т.А. | 33192 |
Хлеб и золото | Арабская сказка | 65200 |
Нищий и счастье | Арабская сказка | 62335 |
Верное средство | Арабская сказка | 57862 |
Курочка Ряба | Русская народная | 165108 |
Морозко | Русская народная | 174829 |
Илья Муромец и Соловей разбойник | Русская народная | 188785 |
Каша из топора | Русская народная | 169462 |
Петушок и бобовое зернышко | Русская народная | 98626 |
Горе | Русская народная | 69610 |
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо | Русская народная | 103919 |
Царевна лягушка | Русская народная | 208591 |
Три медведя | Русская народная | 144245 |
Сивка-Бурка | Русская народная | 103824 |
Иван Царевич и серый волк | Русская народная | 128468 |
Лиса и тетерев | Русская народная | 41423 |
Бычок – смоляной бочок | Русская народная | 67274 |
Баба Яга и ягоды | Русская народная | 53770 |
Бой на Калиновом мосту | Русская народная | 36470 |
Финист – Ясный Сокол | Русская народная | 47205 |
Царевна Несмеяна | Русская народная | 52502 |
Вершки и корешки | Русская народная | 43230 |
Зимовье зверей | Русская народная | 76987 |
Летучий корабль | Русская народная | 100438 |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка | Русская народная | 62171 |
Петушок – золотой гребешок | Русская народная | 50326 |
Зайкина избушка | Русская народная | 71275 |
Марья Моревна | Русская народная | 60912 |
Диво дивное, чудо чудное | Русская народная | 39456 |
Два мороза | Русская народная | 39206 |
Самое дорогое | Русская народная | 35024 |
Чудесная рубашка | Русская народная | 35572 |
Журавль и Цапля | Русская народная | 32586 |
Мороз и заяц | Русская народная | 37910 |
Как лиса училась летать | Русская народная | 38558 |
Иванушка-дурачок | Русская народная | 35530 |
Дочь и падчерица | Русская народная | 32380 |
Волшебное кольцо | Русская народная | 62343 |
Клад | Русская народная | 32348 |
Лиса и Рак | Русская народная | 32430 |
Лисичка-сестричка и волк | Русская народная | 48671 |
Морской Царь и Василиса Премудрая | Русская народная | 55280 |
Лиса и кувшин | Русская народная | 32379 |
Птичий язык | Русская народная | 32301 |
Солдат и черт | Русская народная | 41912 |
Хрустальная гора | Русская народная | 32291 |
Хитрая наука | Русская народная | 32296 |
Умный мужик | Русская народная | 32192 |
Снегурушка и лиса | Русская народная | 32286 |
Слово | Русская народная | 32123 |
Скорый гонец | Русская народная | 32175 |
Семь Симеонов | Русская народная | 32255 |
Про бабушку старушку | Русская народная | 184388 |
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что | Русская народная | 101358 |
По щучьему велению | Русская народная | 103452 |
Петух и Жерновцы | Русская народная | 32201 |
Пастушья дудочка | Русская народная | 96506 |
Окаменелое царство | Русская народная | 36599 |
О молодильных яблоках и живой воде | Русская народная | 52327 |
Коза Дереза | Русская народная | 46581 |
Как собака друга искала | Русская народная | 63851 |
Заколдованная королевна | Русская народная | 70454 |
Волшебное яблочко | Русская народная | 123306 |
Чтобы слушать онлайн аудиосказки для детей было приятно, в их создании участвуют профессиональные дикторы, актеры и звезды эстрады. В записи используются замечательные мелодии и звуковые эффекты. Благодаря этому, бесплатно слушая детские аудио сказки онлайн, ребенок, представляя события, происходящие в волшебных историях, развивает фантазию.
Детские аудио сказки позволяют малышам расширить свой словарный запас и обогатить речь интонациями. Они также учат малюток концентрировать внимание. Многие родители жалуются, что после просмотра мультфильмов малыши становятся чрезмерно возбужденными. После прослушивания аудио сказок подобного эффекта не наблюдается. Слушая сказки на ночь, ребенок не напрягает зрение – что, конечно, полезно для здоровья глазок.
Доказано, что умение слушать впоследствии поможет малышу легче овладеть иностранными языками и музыкальной грамотой. Уверенное восприятие информации на слух будет полезным ребятам в учебе. Позволяя малышам слушать аудио сказки, вы делаете неоценимый вклад в их образование.
Слушать аудио сказки полезно?
Слушать сказки онлайн – замечательное решение для современных родителей и их детей. Великолепно озвученные истории развлекут малыша, пока мама занята делами. В подобной ситуации аудиосказки – просто незаменимая вещь. Просто включите историю на ночь, которую можно выбрать и скачать бесплатно на сайте, или нажмите на воспроизведение онлайн – и ваш ребенок погрузится в волшебный мир фантазии и будет видеть яркие сны.
Наверное вы понимаете, что слушать аудиосказки не только полезно, но и чрезвычайно удобно. Для этого вовсе не обязательно иметь компьютер. Наши сказки можно слушать на планшете, ноутбуке или смартфоне. Воспользовавшись возможностью скачать аудиосказки, вы всегда найдете развлечение для детей в дороге. Имея несколько предварительно записанных на смартфон или планшет сказок, вы поможете малышу с пользой скоротать любое ожидание, даже если в данный момент не имеете доступа к Интернет.
Как приятно лечь в любимую кроватку, укрыться пушистым пледом и, закрыв глаза, погрузиться в волшебные звуки аудиосказки, мягко заполняющие уютную детскую комнату!
А в поезде, лихо мчащемся навстречу каникулам, глядя на живописные, сменяющие друг друга пейзажи, так просто представить себе волшебные страны и храбрых героев под мелодичный голос рассказчика!
Даже время ожидания, проведенное в самой длинной очереди с мамой, или папой, покажется непоседливому малышу одним из самых забавных развлечений, если слушать интересную историю!
А если малыши, полные впечатлений от прошедшего дня, никак не могут угомониться, достаточно просто включить онлайн что-нибудь из нашей драгоценной литературной коллекции, ведь добрая сказка всегда была эффективным способом успокоить разыгравшихся не на шутку озорников!
Это так прекрасно, когда вся семья в хорошем настроении! Совместное прослушивание аудиокниг в исключительном качестве может стать одним из замечательных вариантов проведения семейного досуга, источником позитивных эмоций и теплых воспоминаний, при этом совершенно бесплатно!
Заходите к нам в гости и приводите своих друзей! Здесь собраны самые замечательные аудиосказки для детей, которые всегда можно слушать онлайн бесплатно в хорошем качестве!!!
Петр Чайковский
Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 год Staatsbibliothek Bamberg / Wikimedia CommonsОдна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чай-ковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Ма-ри) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкун-чик пре-ображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средст-вами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастичес-кий же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебныймир крестный Дроссельмейер, его появле-ние сопро-вождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характе-ризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкиваю-щие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челес-ты Челеста — клавишно-ударный инструмент, похожий на миниа-тюрное фортепиано, но с метал-лическими или стеклянными пластинками внутри. По звучанию похожа на перезвон хрустальных колокольчиков (название celesta переводится с итальян-ского как «небесная»). . Идеи зла показаны с помощью совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с помощью марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. Вволшеб-ном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинствен-ный «Вальс цветов».
Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков
Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)
Николай Римский-Корсаков
Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1905 год Wikimedia Commons«Сказка о царе Салтане», написанная Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения , одна из самых богатых по разнообразию оркестровых красок опер. Действие происходит в Тмутаракани и в городе Леденец на остро-ве Буян. Рассказ о городе сопровождается торжественной колокольной темой. Три чуда из пушкин-ского текста показаны во вступлении перед последней карти-ной оперы. Белка с золотыми орешками представлена в оркестре темой народ-ной песни «Во саду ли, в огороде» в исполнении флейты-пикколо. Морские богатыри с дядькой Черномором маршируют: в басу повторяется один и тот же мотив с нарастающей громкостью. И главное чудо — Царевна Лебедь. Чарую-щая прихотливая мелодия постепенно выливается в певучую тему, иллюстри-руя волшебное превращение лебедя в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону: к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная мелодия полета шмеля.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская
Опера «Золотой петушок» (1907)
Николай Римский-Корсаков
Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914 год Fine Art Images / DIOMEDIA
Опера «Золотой петушок» тоже написана на сюжет сказки Пушкина. Открыва-ет сказку Звездочет, который дарит царю Додону Здесь и далее варианты написания Николая Римского-Корсакова. золотого петушка. Партию петушка исполняет высокий женский голос — сопрано. Шемахан-ская царица — источник всех бед жадного Додона — поет о чудесных землях, где она роди-лась, под акком-панемент арфы и деревянных духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только сказка эта не простая. И царство Додона не настоя-щее. Композитор смеется над неудачливым прави-те-лем. Так, на за-седании царской думы звучат скоморошьи темы, а объяснение в любви к Ше-маханской царице Додон поет на мотив народной песни «Чижик-пыжик».
Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова
Опера «Соловей» (1908-1914)
Игорь Стравинский
Мэри Ньюэлл. Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». 1898 год Wikimedia CommonsПервая опера Игоря Стравинского «Соловей» написана на сюжет сказки Ханса Кристиана Андерсена. Как и в сказке, в опере очень важно противо-стояние между настоящим соловьем и механическим. Партия живого Соловья написана для высокого женского голоса — колоратурного сопрано. Она всту-пает в спор с темой механического соловья, которую исполняет оркестр. По сюжету, несмот-ря на то, что император предпочел механического соловья настоящему, только песня живого Соловья способна исцелить императора от смертельной болезни и вернуть радость всем его придворным. Замечательно передан контраст между природой и фарфоровым дворцом китайского импера-тора: например, оркестр играет нежный ноктюрн, когда действие происходит на опушке леса, и помпезный китайский (точнее, тут Стравинский подражает китайской музыкальной традиции) марш, когда мы оказываемся в пышных залах дворца.
Исполнение: Оркестр и хор Вашингтонской оперы, дирижер Игорь Стравинский, солисты Лоран Дрисколь, Рери Грист, Дональд Грамм
Опера «Елка» (1900)
Владимир Ребиков
Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год George G. Harrap & Co.В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происхо-дить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие дис-сонансов во вступлении очень осовреме-ни-вает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшен-ная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем
Балет «Золушка» (1944)
Сергей Прокофьев
Артур Рэкем. Иллюстрация к сказке «Золушка». 1919 год New York Public LibraryБалет на неизменный сюжет сказки Шарля Перро. Измученная постоянной работой Золушка (даже ее лирическая тема звучит устало) мечтает поехать на бал, ее противные сестры Кривляка и Злюка ссорятся из-за шали (их кари-катурность и вредность подчеркнуты суховатой оркестровкой и диссонансами); Принц поначалу ведет себя высокомерно, но любовь его преображает: на балу он появляется под гром фанфар, а как только видит Золушку, музыка мгно-венно меняется на лирическую. Преображением Золушки, как и положено по сюжету, руководит крестная, но переодевает девушку команда фей всех времен года под сюиту танцев. И, конеч-но же, на балу звучат всевозможные придворные танцы: паспье, бурре, мазурка, менуэт. А в середине праздника, когда гости пробуют угощения, оркестр исполняет марш. Он был сочинен Прокофьевым раньше для другого произведения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919). Любовь Золушки и Принца зарождается под звуки Боль-шого вальса, но — часы бьют полночь: на фоне тремоло скрипок и пассажей кларнетов мерно отсчитывают время ксилофон и стук деревянного бруска. Еще одно напоминание о неумолимом времени — бой часов, который сопровождает весь балет.
Исполнение: Российский национальный оркестр, дирижер Михаил Плетнев
Балет «Конек-Горбунок» (1955)
Родион Щедрин
Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год Heritage Images / Fine Art Images / DIOMEDIA
Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струн-ных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмо-тивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охаракте-ризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус-ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин
Опера-балет «Дитя и волшебство» (1919-1925)
Морис Равель
Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год De Agostini / Getty Images
Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспи-тывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некото-рые из них. Это опера-балет , поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.
Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантасти-ческие тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация форте-пиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мело-дия, достигающая предельно высоких нот, скорее инстру-ментальная, нежели вокальная.
Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль
Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)
Сергей Прокофьев
Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год -«Музгиз»Сергей Прокофьев написал музы-кальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотни-ков. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недо-вольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высоко-мерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.
Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац
Опера «Снегурочка» (1881)
Николай Римский-Корсаков
Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы Fine Art Images / DIOMEDIA
Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша-тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.
Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак-теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады-вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя
Балет «Жар-птица» (1909-1910)
Игорь Стравинский
Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год Wikimedia CommonsИгорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Рус-ских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царе-виче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украден-ных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выхо-дят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.
В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характер-ными ритмическими перебоями и яр-кими свистами флейты-пикколо; появле-ние Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инстру-ментов. В хороводе царевен Стравин-ский использует цитату из русской народ-ной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».
Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский
Балет «Спящая красавица» (1889)
Петр Чайковский
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год Fine Art Images / DIOMEDIA
В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетво-рением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.
Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудо-вище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представ-лена индивидуально как музыкально, так и хореографически . Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ пере-дается с помощью вьющихся мелодий, исполняе-мых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантасти-ческих птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.
Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин
Балет «Чиполлино» (1974)
Карен Хачатурян
Кадр из мультфильма «Чиполлино». 1961 год Союзмультфильм
За сюжетную основу балета взята знаменитая сказка Джанни Родари «Приключе-ния Чиполлино» о храбром мальчике-луковичке, борющемся с правителями-богатеями — Лимоном и Помидором, а за музыкальную — замечательный мультфильм «Чиполлино» 1961 года. В балете есть музыка и из других мульт-фильмов, где композитором был Хачатурян: «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешествен-ники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956).
В этом балете нет закрепленных за персонажами лейтмотивов, музыка следует за сюжетом, а не за конкрет-ными героями. Например, погоня за Чиполлино очень точно передана с помощью задорной музыки с подпрыгивающим ритмом, намекающим зрителям, что бояться за героя не стоит. Детская простота и доступность балета подчеркнута и преобладанием в партитуре действенных номеров (например, освобождение Чиполлино и встреча с друзь-ями, появление принца Лимона с гвардией) над традицион-ными балетными (как па-де-де Магнолии и Вишенки, вариация стражника, вариация Магнолии). Несложная хореография позволяет участвовать в представлениях даже юным танцорам. А еще на основе балета Хачатурян создал детскую сюиту для форте-пиано в четыре руки .
Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов