Контакты

Можно ли быть и гуманитарием и технарем. Гуманитарии и технари: читающие и считающие? Различия между технарем и гуманитарием

Некоторые считают, что мода на программирование зашла слишком далеко. У бывшего социолога, а ныне разработчика софта Кайла Уорнека — совсем другое мнение.

Подрывать основы — это в Кремниевой долине любят. Это касается и карьеры. Я усвоил этот урок в 2013 году. Оставался месяц до моего тридцатилетия, полтора месяца до моей свадьбы. Я работал в прекрасной продуктовой команде в продвинутой софтверной компании. Передо мной стояли интересные проблемы, у меня были умные и приятные коллеги, а также масса бесплатной еды. Кремниевая долина в лучшем виде.

Я пять лет пытался добиться успеха в Долине, и эта работа казалась моим большим прорывом. Но не прошло и года после моего устройства туда, как компания закрыла проект, продала относящиеся к нему активы и уволила меня.

Сначала меня не волновал поиск работы. У меня было хорошее резюме, собеседования всегда проходили удачно. Я решил, что легко найду работу по управлению продуктом в другой компании. Но шли месяцы, и мой оптимизм начал увядать. К осени я подал резюме на 104 вакансии и не получил ни одного предложения.

После таких обескураживающих результатов я стал пересматривать доступные мне варианты. Было ясно, что я не соответствую рынку. Если бы я умел программировать… Тогда бы жизнь была проще. И я решил взяться за это.

Я и программирование

В Кремниевой долине уметь программировать — значит иметь влияние. На каждую позицию по управлению продуктом приходится примерно шесть позиций разработчиков. Компании часто жалуются на нехватку инженерных кадров и готовы таким людям хорошо платить.

Есть и другие плюсы. Я, гуманитарий, заметил, что инженеры сразу получают определенное уважение (совершенно незаслуженно). Незнакомые люди по определению считают, что программисты — умные люди. Менеджеры и коллеги исходят из того, что время программистов более ценно. На совещаниях мнения разработчиков имеют больший вес. Им сходят с рук недостойные шутки, опоздания на работу, отсутствие дресс-кода и взаимодействия с другими человеческими существами.

Но несмотря на все прелести такого отношения, я никогда не видел себя программистом. И мне казалось, что в городе разработчиков, готовых есть абы что и запускать миллиардные стартапы, я неуместен. У меня был диплом социолога, я не брал ни одного курса по компьютерным наукам. Я не смотрел фантастические фильмы, не смеялся над гиковскими шутками. Эта культура ценит людей, которые повернуты на чем-то, а мне просто нравилось смотреть на птиц, читать книги, заниматься спортом. Я работал в продажах и в политике и считал своей самой сильной стороной навыки коммуникации.

Но давление рынка вынуждало меня пересмотреть свою идентичность. Похоже, что в отсутствие изменений мои возможности были ограничены.

В каком-то смысле это было подходящее время. Помимо высокого спроса на программистов, появилась масса ресурсов, помогающих людям овладеть соответствующими навыками и получить работу в Долине — онлайн-курсы (от Udacity до Coursera и Codecademy), бесплатные руководства и учебники. И все больше программ, называющих себя учебными лагерями (boot camp) по программированию. Эти программы брали по $15-20 тысяч с человека и обещали, что их выпускники за три месяца получат востребованные на рынке навыки разработки. У них была впечатляющая статистика: больше 90% получали работу, причем с высокой зарплатой, а остальным обещали вернуть деньги. Я как-то работал с выпускниками одной из этих программ.

И все-таки меня это пугало. Похоже было, что полностью погрузиться в атмосферу учебного лагеря — это мой лучший шанс научиться программировать, но я боялся, что потрачу массу денег, времени и энергии, но никак не продвинусь. Тем не менее, других вариантов не было, так что я записался в Hack Reactor — учебную программу в Сан-Франциско.

Смириться с ошибками

Первое, что я понял: учиться программированию сложно. Это отнимает сотни часов. Большую часть этого времени вы проводите, разглядывая сообщения об ошибках. Программа практически никогда не работает правильно в первый раз. Казалось бы, человеку, который получил 104 отказа подряд, стоило привыкнуть к поражениям, но я нервничал — особенно когда я был совершенно не уверен, что смогу избавиться от этого сообщения об ошибке.

Мне помогло общение с другими участниками программы, которые тоже нервничали. В моей группе было тридцать человек, в том числе юрист, нейробиолог, вертолетный механик и профессиональный игрок в видеоигры, возраст участников расходился от двадцати с небольшим до сорока с лишним. У некоторых уже было образование в инженерной или сходной области, но они хотели освежить свои навыки. Другие вообще не учились в университете. Общим для нас было одно: мы хотели помочь друг другу выжить.

Мы собирались по шесть дней в неделю в течение трех месяцев. Официально учебный день продолжался с 9 утра до 8 вечера, но все сидели над заданиями до поздней ночи. И эта практика принесла результат: к концу программы мы все разработали полноценные веб-приложения.

Главный урок Hack Reactor — примириться с сообщениями об ошибках. Нас все время заставляли работать над проблемами, которые мы не знали, как решить. Нас обучили основам компьютерной науки, но основной акцент был на терпении, скромности и упорстве. Недостаток традиционного образования компенсировался настойчивостью.

Но чем дальше, тем больше нового передо мной открывалось: умопомрачительное количество языков программирования, библиотек и инструментов. К концу программы я задумывался: сколько же мне еще нужно узнать, прежде чем я могу назвать себя разработчиком?

Перезагрузка карьеры

На этот вопрос есть совершенно практический ответ: вы стали разработчиком, когда вы можете пройти собеседование для разработчиков. А это четырех-шестичасовая сессия, где кандидатов просят написать код для решения самых разных задачек. Зачастую это надо делать, стоя у доски: вы пишете решение, а интервьюеры его оценивают. У этого процесса масса вариаций, но основа примерно такова.

У этого метода есть масса проблем. Он не показывает, как инженер работает в команде, как он работает над сложным и большим проектом. Этот метод придает слишком много значения уверенности к себе и заставляет делать серьезные выводы о кандидате на основе маленького кусочка кода. Даже у отличного разработчика бывают плохие дни.

Но этот метод собеседований тесно связан с демократическим мифом Кремниевой долины. Это идея меритократии. Компании могут игнорировать формальные достижения, прошлый опыт, одежду кандидата, форматирование резюме и все остальное. Многие компании по-прежнему отбирают кандидатов по наличию диплома в компьютерных науках, по их онлайн-портфолио и предыдущему опыту, но все чаще они пробуют и «нетрадиционных» инженеров. Все, что нужно — пройти тест.

После шести месяцев подготовки и трех месяцев учебного лагеря я был готов попытаться. Началось все неудачно. На первое собеседование я пришел в огромную, известную компанию — и все провалил. Второе было не сильно лучше. Но к моему удивлению, дальше дела пошли на лад. Я успокоился и привык отвечать на вопросы в условиях серьезного давления.

Уже через несколько недель я получил хорошие предложения от нескольких компаний. Я, конечно, еще не чувствовал себя настоящим разработчиком, но тот факт, что мне были готовы платить за написание кода, подсказывал, что план сработал. И мое восприятие себя стало совпадать с реальностью только несколько месяцев спустя.

Дорогу гуманитариям

Теперь я знаю, что значительное число разработчиков софта не имеют соответствующего диплома. По одному опросу, их даже больше 50%. Сколько бы таких людей ни было, среди них мой прошлый начальник и многие отличные инженеры, с которыми я работал.

Учебные лагеря — тема спорная, но научиться программированию самостоятельно вполне реально. Многие стартапы из Долины считают, что если вы научились программировать без обучения в университете, это показывает, что вы человек мотивированный, устойчивый, любопытный и изобретательный. Именно такие навыки и нужны работодателям.

Кроме того, от инженеров все чаще ждут опыта в дизайне, понимания бизнеса и управления проектами. Это должны быть люди заинтересованные и способные сотрудничать с работниками из других областей. По моему опыту, компании теперь ценят эти навыки не меньше, чем традиционное обучение в области компьютерных наук. И тот факт, что инженеры вроде меня имеют опыт в какой-то другой области, теперь все чаще рассматривается как преимущество.

Прошло больше двух лет с тех пор, как я стал разработчиком. Мне все еще порой кажется, что я надел какую-то маскировку. Но я уже получил несколько продвижений по службе, мой уровень ответственности вырос, а потом я перешел работать в другую компанию.

Я редко рассказываю о своем учебном лагере коллегам, опасаясь, что они начнут оценивать меня с высоты своих университетских дипломов. Но когда я все-таки упоминаю Hack Reactor, мне приятно видеть удивление на лицах коллег: удивление, что я все-таки порой понимаю, что делаю. «Да, — думаю я. — Я тоже удивлен».

Думая о времени, которое я потратил на подготовку к этой работе, я поражаюсь, как мне повезло, когда я сделал этот шаг. У меня не было детей, практически не было долгов, меня поддерживала жена, и неподалеку находились крупнейшие технологические компании мира. И несмотря на все это, я колебался.

Главное, что я понял: Кремниевая долина постоянно меняется, со мной или без меня. Я мог держаться за то, что умел, и отстать, или попробовать что-то другое. В конечном счете я пришел к выводу, что быть разработчиком — это прежде всего практика. Для меня главным вызовом было дать самому себе разрешение на эту работу.

","nextFontIcon":""}" data-theiapostslider-onchangeslide=""""/>

Гуманитарии - это те, кто дружит со словами, образами и часто совсем не в ладах с материальным миром. Это такие восторженные люди, которые могут цитировать Данте в оригинале, но даже устройство стремянки способно поставить их в тупик. То есть никакой практической пользы их знания будто бы не несут. Именно это и даёт технарям обширное поле для шуток и всяческих подколов. Но если разобраться, гуманитарные навыки не менее важны, чем технические.

Используйте свои сильные стороны

Коммуникабельность

Причём на любом уровне и в любом масштабе. Если вы ищете работу, вам будет проще её найти, потому что вы знаете подход к людям. Даже если вы не в поиске, вам могут предложить перспективное место, потому что вы много общаетесь и знаете, как это делать правильно. Если же вы представляете какую-то компанию, ваше умение наладить контакт с клиентом будет оценено так же высоко, как и разработка качественного продукта.

Язык

Гуманитарии знают, как говорить и писать так, чтобы было понятно всем. В постоянно усложняющемся мире это умение выходит на первый план. Объяснять многоуровневые алгоритмы и технические термины доступным языком становится всё труднее, значит, такой навык приобретает значительный вес на рынке труда.

Высокий EQ

EQ - это , умение распознавать эмоции других людей. В паре с увесистым IQ он наделяет вас суперспособностями. Прокачивать его легче тем, кто знает психологию и может понять мотивацию. Как правило, это люди с гуманитарным складом ума. Им не составляет труда сколотить крепкую команду и поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.

Конечно, это далеко не все сильные стороны, но даже этого достаточно, чтобы гуманитарий смог выжить в современном мире.

Всегда продолжайте развиваться

Важно при этом развивать все качества в комплексе. Если представители технических профессий могут сконцентрироваться на какой-то одной узкоспециальной области, для гуманитариев это непозволительная роскошь.

Даже самый высокий EQ никому не пригодится, когда ваши коммуникативные навыки на нуле. Лучше всего, если вы будете совмещать свои гуманитарные знания и некоторые технические умения. Например, научитесь программировать хотя бы на самом элементарном уровне или пройдёте курсы веб-дизайна.

Смело осваивайте сферу высоких технологий

Именно в IT-сфере больше всего нужны сочетания гуманитарных и технических навыков. Сложный код должен превратиться в понятный и приятный пользовательский интерфейс, а для этого нужно совместить компьютерные знания с пониманием, чего хочет обычный человек. Первым это осознал Стив Джобс. Успех Apple - яркое тому доказательство.

Сейчас уже и остальные боссы Кремниевой долины осознали значимость проводников между технологиями и людьми. Рекрутеры Facebook разыскивают специалистов нетехнических и технических специальностей в пропорции 3: 2. В Uber летом 2015 года на одну инженерную вакансию приходилось три гуманитарных.

Предприниматель и миллиардер Марк Кьюбан (Mark Cuban) считает, что через 10 лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже инженеров.

Он же добавляет, что работу с алгоритмами и данными возьмут на себя машины, поэтому филологи и философы станут гораздо более востребованы. Если вы гуманитарий и по каким-то причинам решили переквалифицироваться, задумайтесь, не пожалеете ли об этом шаге через несколько лет.

Чек-лист по выживанию

  • Определите свои лучшие качества.
  • Развивайте их в комплексе с техническими навыками.
  • Сделайте крутое и разместите его в соцсетях.
  • Общайтесь с людьми. Обаяние - ваш главный помощник.
  • Не стесняйтесь, что вы гуманитарий, а гордитесь этим. Мама вас скорее всего любит таким, какой вы есть. Но это не точно.

Мнения «физиков» и «лириков» — о себе и людях

Людей с разным типом мышления всегда принято было делить на физиков и лириков. Мало что изменилось и сейчас. Нам по-прежнему кажется, что первые быстро считают в уме и пытаются объяснить все вокруг с точки зрения законов науки. А вторые могут ни с того ни с сего начать декламировать стихи и исправлять ошибки в любовных письмах. Давайте же узнаем, что думают об этих отличиях сами представители обеих сторон.

Роман Сухов, студент СПбГУАП, факультет вычислительных систем и программирования У технарей подход к вещам более логичный и практичный. Они представляют, как устроено большинство вещей в этом мире, и это формирует соответствующие направления мысли. То есть на любой процесс, будь то процесс продажи булок в столовой, покупки билетов или оформления загранпаспорта, они подсознательно смотрят, как на некую систему. У гуманитариев, в свою очередь, подход более творческий. И я думаю, они реже задумываются, как работают вещи.
Михаил Ершов, студент МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики Самое броское отличие — технари любят работать с величинами и абстрактными материями. Задачи, которые ставятся перед технарями, загоняют их в гораздо более жесткие рамки, в то время как у гуманитариев рамок порой почти нет. И количество правильных решений гуманитарных задач очень велико, а порой и бесконечно. Также могу предположить, что технари более практично смотрят на вещи, хотя тут трудно судить. Всюду встречаются разные люди.

Психологический подход

Разобраться, отличаются ли все-таки чем-нибудь гуманитарии от технарей, почему есть «женские» и «мужские» факультеты и целые ВУЗы, нам помогла Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ. Нужно ли делить школьников в старшей школе на классы с углубленным изучением тех или иных предметов? Если школьник с легкостью решает задачи по физике, это еще не значит, что он — технарь. Если подросток рисует и пишет прекрасные сочинения, но плохо справляется с точными науками, это не значит, что он — гуманитарий. Это очень формальное разделение.

Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ (фотограф: Михаил Волков) Знаете же все эти шутки: «Говорят не полный дурак, а человек с гуманитарным складом ума». Это, конечно, не верно. Просто у одних есть способности и желание заниматься одним, а у других —противоположным. И даже любовь к чтению, так активно привязываемая к образу «филологической девы», — это скорее хорошая привычка, идущая от традиций семьи. А способность ясно и красиво выражать свои мысли, возможно, самое важное наследство, которое могут дать своим детям и формируется оно, когда они читают ребенку на ночь сказки, обсуждают с ним события дня, их чувства и эмоции.

Все люди разные, в этом разнообразии, наверное, и есть радость общения.

Тяжело в учении

Кому все-таки легче учиться? Казалось бы, читать книги и учить языки проще, чем писать компьютерный код и изучать ядерную физику. Но это только на первый взгляд. Учебный процесс дается быстрее и легче тем студентам и школьникам, которых мы привыкли называть технарями. Их преимущество состоит в том, что изучая технические науки, для понимания и запоминания материала они используют способы, основанные на обобщении материала, по которым затем систематизируют всю поступающую информацию. Даже историю технарям запоминать иногда легче. Они смотрят на это поле знаний как бы сверху, выявляя логические связи, понимая масштаб и неотделимость происходящих событий. Технари, кстати, получив отличную базу в технических ВУЗах, совершенно спокойно потом получают второе высшее гуманитарное образование. А вот гуманитариям стать потом инженерами гораздо сложнее.

Полезный Сартр

Очевидно, что деятели науки в этом мире сделали много больше полезных для человечества открытий. Но значит ли, что они важнее? «Кто в этом смысле полезнее, Эйнштейн или Кафка?», — Ольга Владимировна задает мне вопрос, на который нет однозначного ответа. Нет, мне, возможно, ближе Кафка, но физики кажутся мне полезнее. Их вклад очевиден и осязаем, и оспаривать его бессмысленно. В то же время Максвелл с Поповым для большинства людей, равно как и для меня, не участвуют в противостоянии с Достоевским и Сартром. Лирики дали человечеству не меньше, просто это менее заметно в повседневной жизни.

Все эти люди — части одного целого. И целое это — настоящее, в котором мы живем.

Кто-то между

Меж тем есть те люди, которых ни физиками, ни лириками однозначно назвать нельзя. Например, люди, которые хороши в том, что касается человеческих эмоций, обладающие способностями к эмпатии. Они не спрашивают у человека, случилось ли что-нибудь, потому что они чувствуют чужие горе или радость. «А вот медики, например, ближе к технарям или гуманитариям?», — задаю я очередной вопрос. Оказывается, медики — это вовсе не какой-то промежуточный тип. Они по долгу службы должны быть сильны и в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных. При всем этом чувствовать людей им тоже необходимо. В общем, они настоящие герои нашего времени! Психологи, как оказывается, тоже не совсем гуманитарии. Студенты психологического факультета, например, долго и упорно учат математическую статистику и тоже мыслят взаимосвязанными цепочками, изучая сложные процессы мозга и организма, вроде нервных импульсов.

Бог на дне стакана

Отрицают ли технари наличие каких-нибудь высших сил, считая их нелогичными? Ольга Владимировна цитирует одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика Вернера Карла Гейзенберга. Ему принадлежит такая фраза: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Дело в том, что человек с техническим складом ума понимает физические законы, изучает космос, вселенную, силы Земли и понимает, что наука не всесильна и имеет свои границы. За этими-то границами и находится то, что ученым объяснить не под силу, что-то, связанное, возможно, с религией.

Но на самом деле, психологи убеждены, что отношение к мистике или религии напрямую не связано с типом мышления человека. И среди гуманитариев, и среди технарей есть люди с «магическим» мышлением, склонные объяснять все происходящее с помощью магии, полагаясь на приметы, суеверия и волшебство. И тут уже неважно, юрист ты, поэт, спортсмен или политик. Человек может болеть за любимую хоккейную команду, надевая грязную нестиранную футболку с номером любимого игрока только потому, что уверен: когда он в ней, команда выигрывает. Так актеры сидят за кулисами на новом сценарии, а телевизионщики никогда не говорят «последний эфир», а то мало ли что.

Институты благородных девиц

Задаю вопрос, который меня, конечно, очень интересует. Почему все-таки журфаки и филфаки превращаются в институты благородных девиц? Почему матмехи и физтехи гораздо чаще привлекают молодых людей? Психолог рисует график нормального распределения. Про себя отмечаю, что это же «удав, проглотивший слона» (делаем выводы). Так выясняется, что в том месте, где удав раздулся больше всего — показатели многочисленных девушек со средним уровнем интеллекта. Таких большинство. Голова и хвост удава — малое количество гениальных женщин и женщин с низким уровнем интеллекта соответственно. У мужчин же все наоборот. Среди них мало людей со средними способностями. Они либо плетутся в группе отстающих в школе, перебиваясь с двойки на тройку, либо оказываются в отличниках, участвуя при этом в олимпиадах и играя в шахматы. И выбирают такие молодые люди факультеты со сложными предметами, которые даются им с легкостью, поступая в лучшие технические вузы.

Девушки же поступают на гуманитарные факультеты, где учеба основывается на запоминании, трактовках и формировании собственного мнения об изученном. По словам психолога, нельзя также забывать, что женщины — это все-таки будущие матери, которые будут учить детей говорить, думать, развивать воображение, интерпретировать действительность, а для этого нужно уметь делать это самой. Гуманитарные науки во многом этому способствуют.

Два полушария одного целого

Много говорится и пишется в последнее время о том, что есть левополушарные личности, и наоборот — правополушарные. Одни как будто хорошо считают, строят логические цепочки, формулируют грамматически сложные конструкции и вообще умны, как никто другой. Люди же с развитым правым полушарием рисуют, поют, сочиняют стихи и большего от них требовать не приходится — творческие личности, что с них взять. На самом же деле раньше в психологии считалось, что левое полушарие отвечает за передвижение, речь, логическое мышление, сложные вычислительные операции и абстрактное мышление. Правое же — за пространственные передвижения, например, то есть за вещи, сами собой разумеющиеся и незаметные на первый взгляд. «Фактически, людям казалось, что второе полушарие, правое, нужно человеку чуть ли не для симметрии, чтобы голова не перевешивала». Потом ученые опытным путем поняли, и придерживаются этого до сих пор, что не бывает так называемых правополушарных и левополушарных людей. «Вот есть, к примеру, правши и левши.

Это не значит, что одна из рук у них не работает. Просто парные органы у людей обычно развиты немного по-разному, — говорит психолог, — ведущая рука, нога и даже глаз и ухо. Ведущей рукой мы пишем, ногой — ступаем с эскалатора, глазом целимся при стрельбе, а ухом — слушаем телефонный разговор в трубке. Так и с полушариями. Кто-то чуть активнее использует левое, кто-то правое. На самом деле при выполнении сложных процессов, оба полушария всегда работают в паре».

Вывод до банальности прост: даже если вы причисляете себя к читающим или считающим, физикам или лирикам, гуманитариям или технарям, все это в большей степени стереотип. Ведь на свете не существует даже двух людей, мыслящих одинаково!

Предлагаем нашим читателям пройти тест, чтобы определить, к каким наукам вы более склонны — гуманитарным или техническим:

1. Вас интересуют биографии ученых?

— да — 1 — нет — 2

2. Вы с удовольствием разбираетесь в любых чертежах?

— нет — 1 — да — 2

3. В поэзии вас привлекает наличие сложных метафор и изысканного языка?

— нет — 2 — да — 1

4. Вы любите головоломки и логические задачи?

— да — 2 — нет — 1

— нет — 1 — да — 2

6. Вы всегда можете описать, чем вам нравится то или иное произведение искусства?

— да — 1 — нет — 2

7. Вы часто спорили(-те) с учителями по литературе, искусству, музыке?

— нет — 2 — да — 1

8. Нравятся ли вам преподаватели, которые отказываются высказывать свое мнение о предмете и оперируют только голыми цифрами и фактами?

— нет — 2 — да — 1

9. Многое ли вы можете сказать о человеке по его фотографии?

— нет — 2 — да — 1

10. Доставляет ли вам удовольствие разбираться в бытовой технике и принципах ее работы?

— нет — 1 — да — 2

11. Когда вы знакомитесь с человеком, вам важно знать его взгляды на искусство?

— нет — 2 — да — 1

12. В журналах и газетах вам нравятся статьи с таблицами и графиками?

— нет — 1 — да — 2

13. Всегда ли можно определить точную цену любого произведения искусства?

— нет — 1 — да — 2

14. Вы полагаете, что собеседника проще убедить конкретными цифрами, чем эмоциями?

— да — 2 — нет — 1

15. Вы согласны, что выяснить смысл жизни намного важнее, чем решить какую-нибудь математическую задачу?

— нет — 2 — да — 1

Ключ:

15-20 баллов. — скорее всего, вы гуманитарий. Вас больше интересуют литература, философия, искусство и тому подобные предметы. Однако это не значит, что вы совсем чужды точным наукам. Возможно, у вас еще все впереди в освоении математических дисциплин.

21-25 баллов — вы колеблетесь между гуманитарными и точными науками. У вас есть склонность и к тому, и к другому. Вам можно позавидовать: вы уникальный человек с универсальными задатками. 26-30 баллов — скорее всего, вы больше склонны к техническим дисциплинам. Однако вам не стоит совсем забрасывать гуманитарные науки, если к ним имеется хоть какой-то интерес. Чем большим багажом знаний вы владеете, тем лучше.

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

Понравилась статья? Поделитесь ей